Маркетинг представляет собой комплекс целей, задач, функций, методов и стратегий, направленных на создание и продвижение продуктов или услуг, их эффективное распределение среди потребителей, а также управление отношениями с клиентами, сотрудниками, поставщиками и другими сторонами, приносящими выгоду компании.
Цели и задачи маркетинга
Маркетинг, сам по себе, лишь инструмент в руках различных индивидуумов, преследующих свои уникальные цели. Вместе с тем, можно выявить общую тенденцию использования маркетинга, из которой проистекают его основные цели.
Инструменты маркетинга, рассмотренные в конце данной статьи, уже демонстрируют высокий уровень персонализации. Однако эта сверхцель маркетинга может оказаться недостижимой (по крайней мере, в ближайшей перспективе), ввиду постоянно меняющихся потребностей и возможностей людей, а также неопределенности инструментов предсказания этих изменений. Тем не менее, значение этой идеальной цели маркетинга огромно: стремясь к ней, люди создают все более сложные и "умные" технологии.
В отличие от целей, задачи маркетинга сформулированы более конкретно. В общем виде они сводятся к следующим аспектам:
- Исследование потребностей существующих и потенциальных потребителей в конкретных нишах.
- Разработка новых товаров и услуг для конкретной компании.
- Анализ рынка в определенной нише и прогнозирование его развития.
- Анализ конкурентов, управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции.
- Организация материально-технического снабжения.
- Формирование ассортиментной политики компании.
- Разработка ценовой политики компании, включая механизм изменения цен в меняющихся условиях.
- Выбор стратегии поведения компании на рынке.
- Налаживание сбыта продукции и услуг компании.
- Выбор стиля общения с потребителями и каналов для коммуникации.
- Организация подходящего сервисного обслуживания.
- Разработка системы поощрений покупателей, включая бонусы, партнерские и реферальные программы, а также программы лояльности.
Исходя из этих задач маркетинга, мы можем вывести еще одну, более реалистичную цель: достигать наивысшей эффективности в решении поставленных задач маркетинга для достижения максимальной прибыли, высокой репутации бренда и установления эффективного взаимодействия с клиентами.